1. Извлеките причастия из данного текста и проведите морфемный анализ. Мы вошли в лес, который озаряли
2. Переформулируйте действительные (обозначьте их Д) и страдательные (обозначьте их С) причастия в выражениях. Разбитое ветром дерево; самолет, который взлетел в небо; сочинение, написанное учениками; дровосек, который разрубил дерево.
3. Скопируйте текст, добавив необходимые знаки препинания и объяснив их использование. Осенний лист, тронутый утренником, больше не радовал детей. Мы остановились у дрожащих осин на ветру. В кладовой путешественники обнаружили ковер, расшитый золотом. Деревья, одетые в нарядный убор, напоминали русских красавиц.
4. Вставьте недостающие буквы в суффиксы причастий и объясните ваш выбор. Издаваемый струнами звук; слышащиеся издалека; строящаяся школа; видимый отовсюду фонтан; подогреваемый склад.
5. Разъясните правила слитного и раздельного написания НЕ в сочетании с причастиями. Негодующий взгляд. Незаконченное сочинение. Пока необжитый край. Никем ненарушаемая тишина. Дом непостроен.
6. Определите, следует ли использовать Н или НН, и объясните свой выбор. Книга прочитана; бесценная вещь; консервированный горошек; краше покрашенный маляром пол; починенный трактор; оловянный солдатик; комиссия образована; печеная картошка.
7. Вставьте подходящую гласную перед Н и НН в причастиях и объясните свой выбор. Смешанные леса. Законченный портрет. Выполненное задание. Потерянный паспорт.
8. Поставьте необходимые знаки препинания, проведите синтаксический и морфологический анализ предложения. Текст, написанный в спешке, изобиловал грамматическими ошибками.
Извлечение причастий:
— Озаряли (причастие настоящего времени)
— Протоптанный (причастие прошедшего времени)
— Пораженные (причастие прошедшего времени)
— Лежали (причастие настоящего времени)
— Покрыты (причастие настоящего времени)
— Сверкала (причастие прошедшего времени)
Морфемный анализ:
1. Озаряли:
— Озар- (корень)
— -я- (суффикс лицевой формы, ед.ч.)
— -ли (суффикс прошедшего времени, мн.ч.)
2. Протоптанный:
— Протоптан- (корень)
— -н- (суффикс прошедшего времени, м.р., ед.ч.)
— -ны (суффикс им.падежа, мн.ч.)
3. Пораженные:
— Поражен- (корень)
— -ны (суффикс им.падежа, мн.ч.)
— -е (суффикс прилагательного, средний род, мн.ч.)
4. Лежали:
— Леж- (корень)
— -а- (суффикс лицевой формы, ед.ч.)
— -ли (суффикс прошедшего времени, мн.ч.)
5. Покрыты:
— Покрыт- (корень)
— -ы (суффикс им.падежа, мн.ч.)
6. Сверкала:
— Сверк- (корень)
— -а- (суффикс лицевой формы, ед.ч.)
— -ла (суффикс прошедшего времени, ж.р., ед.ч.)
Пример использования:
В данном тексте причастия — озаряли, протоптанный, пораженные, лежали, покрыты и сверкала. Морфемный анализ показывает, что озаряли образовано от корня «озар-» и окончаний, которые указывают на прошедшее время и множественное число. Протоптанный образован от корня «протоптан-» и окончений, указывающих на прошедшее время и множественное число. Пораженные образовано от корня «поражен-» и окончений, указывающих на им.падеж, средний род и множественное число. Лежали образовано от корня «леж-» и окончений, указывающих на лицевую форму и прошедшее время во множественном числе. Покрыты образовано от корня «покрыт-» и окончений, указывающих на им.падеж и множественное число. Сверкала образовано от корня «сверк-» и окончений, указывающих на лицевую форму, прошедшее время и единственное число.
Совет:
Для более точной идентификации причастий и проведения морфемного анализа, полезно быть знакомым с основными морфологическими правилами. Обратите внимание на суффиксы, окончания и корни, которые помогут вам определить форму и значение причастий.
Задание:
Извлеките причастия и проведите морфемный анализ в следующем предложении: «Разбитый стекло стоит на полке».