1) Прочитайте отрывок из предыдущего упражнения и определите, какую часть текста он дополняет. В

1) Прочитайте отрывок из предыдущего упражнения и определите, какую часть текста он дополняет. В ранних этапах развития языка не существовало строгих правил для различения двойных букв. Необходимо было просто запомнить, где использовать определенную букву, что, безусловно, усложняло процесс освоения грамотности. Например, буква «в» использовалась там, где сейчас пишем «е», но только в некоторых словах. Были такие слова, как: дерево, деньги, десять, но дѣдъ, дѣти, дѣло; прощение, сожаление, моя слабость. Для запоминания места буквы «ѣ» прибегали к различным приемам. Чтобы лучше запомнить, придумывали рассказы и стихи, составленные из слов с буквой «ѣ». Самым популярным из них был следующий: «Бѣдный, бѣлый, блѣдный бѣсъ побѣжалъ поспѣшно в лѣсъ». Существовали пословицы, отражающие трудности, с которыми сталкивались школьники: «От фиты подвело животы», «Фита да ижица — кленивому плеть движется». В XVIII веке ученые, включая В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова, отмечали недостатки русской орфографии и считали необходимым избавиться от лишних букв. (С. Кузьмина)

2) Какая основная и дополнительная информация содержится в прочитанном отрывке? Какую роль он выполняет в тексте?

3) Перечитайте текст упражнения 15, включив недостающий отрывок.

4) Сформулируйте план получившегося текста и перескажите его.

Тема: История русского языка и его орфографии

Инструкция: Русский язык, подобно другим языкам, прошел длительный процесс эволюции и изменений. В ранних этапах развития языка не существовало строгих правил для различения двойных букв. Чтобы запомнить, где использовать определенные буквы, люди прибегали к разным приемам.

В данном отрывке речь идет о том, что раньше буква «в» использовалась вместо буквы «е». Но это правило не распространялось на все слова, а только на некоторые. Например, в словах «дерево», «деньги», «десять» буква «в» использовалась вместо «е». Также существовали слова, где буква «ѣ» обозначала звук «е», например, «дѣдъ», «дѣти», «дѣло». Ответ на задачу будет: данная информация дополняет текст, описывающий историю орфографии, в частности, использование буквы «ѣ».

Пример использования: Прочитайте отрывок и определите, к какой части текста он дополняет: «В ранних этапах развития языка не существовало строгих правил для различения двойных букв. Необходимо было просто запомнить, где использовать определенную букву, что, безусловно, усложняло процесс освоения грамотности.»

Совет: Чтение и изучение истории русского языка и его орфографии помогут лучше понять современные правила написания и происхождение некоторых слов. Можно изучать исторические материалы, старинные тексты и словари, чтобы погрузиться в исторический контекст и узнать больше о прошлых изменениях в русском языке.

Дополнительное задание: Прочитайте отрывок и определите, к какой части текста он дополняет:
«Например, буква ‘г’ использовалась там, где сейчас пишем ‘х’, но только в некоторых словах. Были такие слова, как ‘горы’, ‘город’, ‘гореть’, но ‘хороший’, ‘хорошо’, ‘хор’. Для запоминания места буквы ‘г’ прибегали к различным приемам. Чтобы лучше запомнить…»

Твой друг не знает ответ? Расскажи!