1. Укажите, какое количество звуков [Е] содержится в словах: «ВЕРТИХВОСТКА — один, а ВАРВАРЕ — два, а в словах ЛЮБОВЬ и ВСМЯТКУ

1. Укажите, какое количество звуков [Е] содержится в словах: «ВЕРТИХВОСТКА — один, а ВАРВАРЕ — два, а в словах ЛЮБОВЬ и ВСМЯТКУ вовсе нет».
2. Разделите примеры на две группы, поясняя принцип этого деления (ударные гласные выделены): знаком – знаком, орган – орган, змеи – змеи, сорок – сорок, ворот – ворот, плачу – плачу, запах – запах.
3. Определите, какая морфема содержится в отрезке слов «фарисей-улей-умней-оранжерейный-полей-людей-шалфей».
4. В грамматическом смысле объясните различие между существительными: румяна, счеты, туфли, вилы, качели.
5. Найдите слова, в которых одна из частей не подвергается склонению: галстук-бабочка, штабс-капитан, мышь-полевка, дизель-установка, сапоги-скороходы, бой-баба, роман-газета, вагон-ресторан, квартира-музей.
6. Объясните разницу в значении выражений «ВЫСОКАЯ ЛЕСТНИЦА» и «ДЛИННАЯ ЛЕСТНИЦА». Могут ли они описывать один и тот же предмет?
7. Приведите пословицы, поговорки и фразеологизмы, использующие цветовые обозначения (колоративы). Например: «ПЛАТЬЕ ЧЕРНЕНЬКО, А СОВЕСТЬ БЕЛЕНЬКА».
8. Подберите антонимы без использования приставки «НЕ-«: эпилог, брутто, материализм, должник, агрессивный, антипатия, разведка, апогей, консенсус.
9. Определите, какую роль выполняет словоформа «ИЗ КАЗАКОВ» в предложении:
А) Дед Семен был с Дона, из казаков, и поэтому характер имел твердый и решительный.
Б) Многие из казаков приняли революцию.
В) На неделе в наше подразделение пришло свежее пополнение из казаков.
10. Найдите предложения, которые можно понять по-разному, и объясните возможные их значения:
А) Приданое девушки было страховкой ее будущего благополучия и привлекало солидных женихов.
Б) Положи-ка в чемодан брата купленные вчера носки и рубашки, ему это не помешает в командировке.
В) На дороге к стадиону мы обогнали дедушку Николая.
Г) Хозяйка держала в руках ведро с водой и приготовилась вылить ее в открытый самовар.
Д) В том памятном всем ожесточенном бою эсминец потопил крейсер.
Е) Толя на неделе принят заместителем директора полиграфического комбината.
Ж) В прокуренной хате гудели голоса, люди толпились у стола, что-то на нем разглядывая.
З) Выдержав экзамены по другим предметам, я позорно провалился на биологии.
Фонетика:

1. Explanation: В слове «ВЕРТИХВОСТКА» содержится один звук [Е]. Звук [Е] в этом слове находится в начале слова и образует слог, поэтому его можно обозначить как один звук. В слове «ВАРВАРЕ» содержится два звука [Е]. Здесь первый звук [Е] находится в начале слова и образует слог, а второй звук [Е] находится в середине слова и также образует слог. Если рассмотреть слова «ЛЮБОВЬ» и «ВСМЯТКУ», то в них нет звуков [Е]. Эти слова содержат другие звуки и не имеют звуков [Е].

Например: Сколько звуков [Е] содержится в слове «ВСМЯТКУ»?

Совет: Чтобы определить количество звуков [Е] в слове, произнесите его медленно и выделите звук [Е]. Обратите внимание на то, на каких местах находятся звуки [Е] и сколько слогов образуются.

Дополнительное задание: Укажите, сколько звуков [Е] содержится в слове «ЕЖЕВИКА»?

2. Explanation: Примеры можно разделить на две группы: одна группа включает слова, в которых первый слог ударный, а второй согласный (знаком, орган, змеи, сорок), а другая группа — слова, в которых первый слог ударный, а второй — гласный (ворот, плачу, запах).

Например: Какие группы можно выделить в примерах: «сорок», «ворот», «плачу», «орган»?

Совет: Обратите внимание на ударение в словах. Если первый слог ударный и второй — согласный, это один тип слов. Если первый слог ударный и второй — гласный, это другой тип слов.

Дополнительное задание: Разделите на две группы слова: «ложка», «стол», «лиса», «мост».

3. Explanation: В отрезке слов «фарисей-улей-умней-оранжерейный-полей-людей-шалфей» содержится морфема «-ей», которая является образовательным суффиксом образительного происхождения. Эта морфема образует формы женского рода прилагательных и существительных.

Например: Какая морфема содержится в слове «орешек»?

Совет: Обратите внимание на окончание слова. Если во многих словах присутствует одно и то же окончание, это может быть общая морфема.

Дополнительное задание: Какая морфема содержится в слове «дерево»?

4. Explanation: Различие между существительными «румяна», «счеты», «туфли», «вилы», «качели» в грамматическом смысле заключается в их числовых характеристиках и формах. «Румяна» и «туфли» являются словами в единственном числе, а «счеты», «вилы» и «качели» — во множественном числе. Это различие связано с грамматическими правилами русского языка, которые определяют, какие формы принимают существительные в зависимости от их числа.

Например: В чем различие между существительными «соло» и «солы»?

Совет: Обратите внимание на окончания и формы существительных. Часто числовые значения и изменения форм могут указывать на различия в грамматическом смысле.

Дополнительное задание: Объясните различие между существительными «ручка» и «ручки».

5. Explanation: Ни одно из предоставленных слов не является законченной фразой или предложением, поэтому ни одна часть речи не может быть пропущена.

Например: В каком слове одна из его частей не может быть пропущена?

Совет: Проанализируйте предоставленные слова и посмотрите, если какая-либо часть слова может быть пропущена, чтобы слово осталось смысловым. Если в слове ни одна из его частей не может быть пропущена, то это и есть искомое слово.

Дополнительное задание: Найдите слово, в котором одна из частей не может быть пропущена: «ворона», «ручка», «сова», «носок».

Твой друг не знает ответ? Расскажи!