222. Переформулируйте следующие вопросы, распределив их по трем категориям: а) размещение прямой речи после слов автора; б

222. Переформулируйте следующие вопросы, распределив их по трем категориям: а) размещение прямой речи после слов автора; б) размещение прямой речи перед словами автора; в) вставка слов автора внутри прямой речи. Укажите знаки препинания в предложениях и составьте схемы для каждой категории.
1. Павел Петрович посмотрел на Аркадия, будто хотел сказать ему: «Учтив, мой друг, давай сознайся.» (И. С. Тургенев)
2. Коля задался вопросом: «Что это за соседство? Почему олень следует рядом с лисьими следами?» (В. Песков)
3. Мать подумала: «Ого! Ты выглядишь медведем, но живёшь как лисица.» (М. Горький)
4. Доктор сказал, улыбнувшись: «Они любят золото, как сороки.» (Паустовский)
5. Анна прочла слова Щедрина: «Я сделал перед тобой большую ошибку, не предупредив о предстоящей дуэли.» (К. Паустовский)
6. Старик сказал: «Что нам делать с тобой, старуха?» (С. Гейченко)
7. Тихон Ильич покосился и приказал: «Сейчас выйди отсюда.» (И. А. Бунин)
8. Отец вдруг спросил: «Как провели свободное время?» (В. Набоков)
9. Толстый Порфирий воскликнул, увидев тонкого: «Ты это, случайно?» (А. П. Чехов)
10. Старичок в голубой ленте сказал: «Им не стоит ни жалеть, ни жаловать их.» (А. С. Пушкин)

223. Перескажите данные предложения, заменив прямую речь на косвенную. Запишите перефразированные предложения. Охарактеризуйте их (тип придаточной части, средства связи частей сложноподчиненного предложения). Какие, по вашему мнению, предложения более эмоциональны: с прямой речью или с косвенной речью?
1. Я отметил, что времена изменились.
2. Парень с улыбкой отвечал, что хорь уехал в город и показывал свои белые зубы.
3. Он сказал мне с улыбкой, что самовар готов, и предложил пойти пить чай.
4. Моргач пропищал, что пора начинать, ребятки.
5. Она поспешно добавила, едва сдерживая слёзы, чтобы не сердитесь, Виктор Александрович.
6. Гагин продолжал рассказывать, что они живут за городом, в одиноком домике в винограднике, высоко.
7. Он промолвил сквозь зубы, что если у него закончится терпение, из него что-то выйдет, и если терпение не кончится, он останется недорослем из дворян.
8. Вдруг Гагин спросил с улыбкой, какого мнения вы о Асе.
9. Она спросила, почему они сегодня рассмеялись, как только увидели её.
10. Ася продолжала с тем же задумчивым видом, что она иногда не знает, что у неё в голове. (И. С. Тургенев)

222. Распределение прямой речи по категориям:

а) размещение прямой речи после слов автора:
1. Павел Петрович посмотрел на Аркадия и сказал: «Учтив, мой друг, давай сознайся.»
4. Доктор улыбнулся и сказал: «Они любят золото, как сороки.»
6. Старик сказал: «Что нам делать с тобой, старуха?»
7. Тихон Ильич приказал: «Сейчас выйди отсюда.»
8. Отец спросил: «Как провели свободное время?»

б) размещение прямой речи перед словами автора:
2. Коля спросил: «Что это за соседство? Почему олень следует рядом с лисьими следами?»
9. Толстый Порфирий воскликнул: «Ты это, случайно?»
10. Старичок в голубой ленте сказал: «Им не стоит ни жалеть, ни жаловать их.»

в) вставка слов автора внутри прямой речи:
3. Мать подумала: «Ого! Ты выглядишь медведем, но живёшь как лисица.»
5. Анна прочла слова Щедрина: «Я сделал перед тобой большую ошибку, не предупредив о предстоящей дуэли.»

Знаки препинания и схемы:

а) размещение прямой речи после слов автора:
1. «Учтив, мой друг, давай сознайся,» — сказал Павел Петрович.
4. «Они любят золото, как сороки,» — улыбнувшись сказал доктор.
6. «Что нам делать с тобой, старуха?» — сказал старик.
7. «Сейчас выйди отсюда,» — приказал Тихон Ильич.
8. «Как провели свободное время?» — спросил отец.

б) размещение прямой речи перед словами автора:
2. «Что это за соседство? Почему олень следует рядом с лисьими следами?» — спросил Коля.
9. «Ты это, случайно?» — воскликнул Толстый Порфирий.
10. «Им не стоит ни жалеть, ни жаловать их,» — сказал старичок в голубой ленте.

в) вставка слов автора внутри прямой речи:
3. «Ого!» — подумала мать, — «Ты выглядишь медведем, но живёшь как лисица.»
5. «Я сделал перед тобой большую ошибку,» — прочла Анна слова Щедрина, — «не предупредив о предстоящей дуэли.»

223. Пересказ с прямой речи на косвенную:

1. Я отметил, что времена изменились.
2. Парень сказал с улыбкой, что хорь уехал в город и показывал свои белые зубы.
3. Он сказал мне с улыбкой, что самовар готов, и предложил пойти пить чай.
4. Моргач сказал, что пора начинать, ребятки.
5. Она поспешно добавила, едва сдерживая слезы, чтобы я не сердился, Виктор Александрович.
6. Гагин продолжал рассказывать, что они живут за городом, в одиноком домике в винограднике, высоко.
7. Он промолвил сквозь зубы, что, если у него закончится терпение, из него что-то выйдет, и если терпение не кончится, он останется недорослем из дворян.
8. Вдруг Гагин спросил с улыбкой, какого мнения я о Асе.
9. Она спросила, почему они сегодня рассмеялись, как только увидели её.
10. Ася продолжала с тем же задумчивым видом, что она иногда не знает, что у неё в голове.

Косвенная речь используется для передачи чужих слов или мыслей. В данном случае, предложения с косвенной речью нейтральны и менее эмоциональны по сравнению с предложениями, содержащими прямую речь.

Твой друг не знает ответ? Расскажи!