1. Выделите грамматическую основу и составьте схему из каждой группы с придаточным определительным. а) Лес, который

1. Выделите грамматическую основу и составьте схему из каждой группы с придаточным определительным.

а) Лес, который стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (Мамин-Сибиряк Д.Н.) Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой… (А. Горобец) Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. (Гончаров И.А.)

б) Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь. (С. Есенин) Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И. С. Тургенев) Туча, то белея, то чернее, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н.Толстой)

в) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский) Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (С.Т.Аксаков) Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А.Фет)

г) Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский) Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю.Лермонтов) Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого… (С.Антонов)

2. Замените причастный оборот придаточным определительным:

а) Воздух был полон острой свежести, которая бывает только после дождя. (Станюк)
б) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом осенних цветов, был разлит в утреннем воздухе. (Что)
в) Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтевшие под свежим дыханием осени. (М.Ю.Лермонтов)

3. Составьте 4 предложения с придаточными определительными, используя разные союзы (союзные слова).

Тема: Грамматическая основа и придаточные определительные

Объяснение: Грамматическая основа предложения — это часть предложения, включающаяся в глагольную форму и отражающая смысловое ядро. Придаточное определительное предложение — это предложение, которое служит дополнением или уточнением к существительному в основном предложении.

В первой группе предложений, грамматическая основа будет выделена жирным шрифтом:

а) Лес, который стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.
схема: Основное предложение: Лес, Предложение-определение: который стоял тихий и молчаливый, связь пунктуацией: запятая (указывает на вложенность предложения-определения).

Пустая веранда готова к приему гостей, которым грешно ли нагрянуть и стать на постой…
схема: Основное предложение: Пустая веранда готова к приему гостей, Предложение-определение: которым грешно ли нагрянуть и стать на постой, связь пунктуацией: троеточие (указывает на продолжение предложения-определения).

Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно.
схема: Основное предложение: Осенняя река так блестит и сверкает на солнце, Предложение-определение: что глазам больно, связь пунктуацией: запятая (указывает на вложенность предложения-определения).

б) Мир осинам, что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь.
схема: Основное предложение: Мир осинам, Предложение-определение: что, раскинув ветви, загляделись в розовую водь, связь пунктуацией: запятая (указывает на вложенность предложения-определения).

Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты.
схема: Основное предложение: Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, Предложение-определение: где она пряталась под нависшие кусты, связь пунктуацией: запятая (указывает на вложенность предложения-определения).

Туча, то белея, то чернее, так быстро…
схема: Основное предложение: Туча, Предложение-определение: то белея, то чернее, связь пунктуацией: запятая (указывает на вложенность предложения-определения).

Совет: Чтобы лучше понять придаточные определительные предложения, обратите внимание на ту часть предложения, которая дополняет или уточняет информацию о существительном. Установите связь между этой частью и основным предложением, используя запятую или другие знаки препинания.

Упражнение: Выделите грамматическую основу и составьте схему с придаточным определительным предложением:
Цветы, которые расцветают весной, красивы и ароматны.

Твой друг не знает ответ? Расскажи!