2. В рассказе, состоящем из семи частей, обратите внимание на критерии, по которым Ч. Т. Айтматов разбил
3. Отследите, кто осуществляет повествование, и определите, когда происходит смена повествователей. О чем рассказывает каждый из них? Какие точки зрения на мир и события представляют нам различные повествователи? Какова цель автора при этом?
4. Представьте или изобразите жителей, проживающих на границе.
5. Как бы вы охарактеризовали атмосферу на границе? Используйте эпитеты, сравнения и метафоры для описания обстановки на границе.
6. Чувствуют ли себя счастливыми взрослые на границе? Расскажите о каждом из них, начиная с его собственной перспективы, а затем с точки зрения другого взрослого персонажа. Будут ли ваши рассказы схожи? Почему?
7. Какие ценности в жизни взрослых персонажей считаются наивысшими? Разделите их на группы в соответствии с их основными ценностями. Сколько у вас получится групп, и опишите каждую из них.
8. О чем мечтает Орозкул? Почему его мечты до сих пор не сбылись? Что сделало Орозкула таким, каким мы видим его в повести?
9. Почему ни один из взрослых жителей на границе не может противостоять Орозкулу? В чем заключается мощь Орозкула?
Объяснение:
Рассказ Ч. Т. Айтматова, состоящий из семи частей, является историей о жизни людей, проживающих на границе. Айтматов разбил текст на разделы, уделяя каждой части определенные критерии.
В первой части, автор знакомит нас с главным героем и описывает его детство и юность. Затем, во второй части, повествование переходит к отцу героя и рассказывает о его связи с родиной и природой. Третья часть посвящена деду героя, который воспитывал его и передавал ему мудрость и опыт.
В четвертой части происходит смена повествователя, и герой сам начинает рассказывать историю своей семьи. Он описывает жизнь на границе, трудности, с которыми сталкиваются люди, их доблестные поступки и победы.
Пятая и шестая части повествуют о друзьях главного героя и взаимодействии с ними. Здесь автор ставит акцент на значимость дружбы, взаимопонимания и поддержки в трудные моменты.
В седьмой части происходит эпилог рассказа, где автор делает вывод о ценности родины, о чувстве принадлежности и ответственности перед своей землей.
Если бы какая-то из частей была удалена из произведения, мы бы лишились важных моментов о характере героев, их связи с родиной, а также о передаче мудрости и опыта от поколения к поколению.
Пример использования:
Расскажите сюжет повести и обратите внимание на критерии, по которым Ч. Т. Айтматов разбил текст на разделы. Какие части в итоге исчезнут из произведения? Что при этом будет утрачено?
Совет:
Для лучшего понимания рассказа и его структуры рекомендуется внимательно прочитать все части и обратить внимание на то, как изменяется повествование. Запишите ключевые моменты каждой части, чтобы легче отследить сюжет и выявить главные идеи произведения.
Упражнение:
Какие критерии использовал Ч. Т. Айтматов для разделения рассказа на семь частей?