I. а) Утка грустно кричала, потому что ее стая улетела. б) Облака над морем потемнели, с моря повеяло

I. а) Утка грустно кричала, потому что ее стая улетела. б) Облака над морем потемнели, с моря повеяло прохладой. в) Ветер стих, и мороз стал крепче.
ii. а) День был хороший, но погода изменилась к вечеру. б) Я видел, как солнце восходило. в) Ветер дул из степей и вертел сухие листья ореха по лужам.
№ 2. Установите соответствие, выделите грамматические основы.
1. Берег начинался там, где кончалась каменная отмель.
2. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка.
3. Ночь под большой чистой луной, к утру лег первый мороз.
4. Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые листья.
5. Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
6. Если знания не прибавляются ежедневно, они убавляются.
1. Простое предложение, осложненное однородными членами.
2. Сложное союзное предложение.
3. Сложное бессоюзное предложение.
№ 3. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы; подчеркните грамматические основы в сложных союзных предложениях, обозначьте союзы.
Перепадали частые дожди и на березовых листьях появилась первая желтизна. Солнце уже пряталось, на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Когда стало совсем темно, каштанкою овладели отчаяние и ужас. Все пялились ему вслед, но никто не улыбнулся. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.
№ 4. Распределите предложения на три группы, расставив знаки препинания, подчеркнув грамматические основы.
Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз. Таял последний снег, и текли ручьи. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. Когда брат уходил, кот громко мяукал и не давал ему пройти. Мальчик не подобрался к самой воде, потому что лед ломался. Луна сильно светила и озаряла гору.
Тема: Лингвистический анализ текста
Инструкция:

I.
а) В данном предложении утка грустно кричала, потому что ее стая улетела. Расшифровка этого предложения состоит в следующем: утка испытывала грусть и кричала, так как ее стая улетела.
б) Второе предложение гласит, что облака над морем потемнели, а также с моря повеяло прохладой. Можно сделать вывод, что облака потемнели из-за этого пришла прохлада.
в) Ветер стих и мороз стал крепче. Здесь можно увидеть связь между стихающим ветром и усилением мороза.

ii.
а) Первое предложение описывает изменение погоды от хорошего дня к вечеру.
б) Второе предложение говорит о виде, который был показан наблюдателю — восход солнца.
в) Ветер дул из степей и вертел сухие листья ореха по лужам. Здесь описывается действие ветра, который двигал сухие листья ореха по лужам.

№ 2.

1. Берег начинался там — грамматическая основа: начинался
2. Однажды я спускался к морю и увидел — грамматическая основа: спускался, увидел
3. Ночь под большой чистой луной, — грамматическая основа: нет глагола
4. Сады почти осыпались, — грамматическая основа: осыпались

Пример использования:
Задание 1: Объясните значение «грамматической основы» в предложении «Ночь под большой чистой луной, к утру лег первый мороз.»
Задание 2: Перепишите предложение «Ветер стих, и мороз стал крепче» в инверсии.
Задание 3: Проанализируйте предложение «Облака над морем потемнели, с моря повеяло прохладой» и определите его смысловую связь.
Задание 4: Выделите грамматическую основу в предложении «Сады почти осыпались, но на яблонях еще висели розовые…».

Совет: Для более легкого понимания лингвистического анализа текста, рекомендуется изучать основные грамматические структуры предложений и практиковаться в определении грамматической основы, смысловой связи и последовательности событий в предложении.

Дополнительное задание: Уважаемый ученик, определите грамматические основы в каждом из предложений:
1. Собака лаяла, а кошка прыгала.
2. Утро было тихим, и только ветер шумел.
3. Девочка смеялась и прыгала на трамплине.

Твой друг не знает ответ? Расскажи!