Какие примеры из текста можно использовать для иллюстрации следующих правил: 1. Какое правило употребляется при
1. Какое правило употребляется при обособлении приложения с использованием тире?
2. Какое правило касается обособления приложения, относящегося к имени собственному?
3. Какие определения обособляются, если они выражены причастием с зависимыми от него словами?
4. В каких случаях ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
5. Как правило, в каких случаях обособляется деепричастный оборот?
6. Какие обстоятельства могут выделяться запятыми для смыслового выделения или попутного пояснения?
Текст для самоконтроля:
Материнские рассказы вспоминались Аней. Она узнала, что родилась на юге, недалеко от Одессы, и переехала на север в царское село, когда ей был год. Великолепие царских парков покровом скрывало лицеиста Александра Пушкина, среди которых гулял молодой Александр Пушкин.
В подростковом возрасте Аня была обычной. Только близкие знали, что она лазила по деревьям, как кошка, и чувствовала себя в воде, как рыба.
Аня познакомилась с Колей Гумилевым, своим будущим мужем, в сочельник 1904 года. Они ходили покупать игрушки для елки в чудесный солнечный день. Ночью выпала легкая пороша, а утром солнечные лучи превратили снежинки в золотистые фольговые листочки.
Мальчики Гумилевы шли навстречу. Аня не была заинтересована в них и не обратила внимания на Колю Гумилева.
Коля Гумилев был смущен этой встречей. В Ане было что-то невысказанное, печальное, что заинтересовало его.
После этой встречи Коля Гумилев стал искать случайных встреч с Аней Горенко. Девочка его избегала. Ему не нравился Коля; возможно, в этом возрасте девушкам нравятся старше двадцати пяти лет разочарованные молодые люди. Коля Гумилев был высокомерным с виду и неуверенным внутри. Он был худощавым блондином с красивыми руками и бледным лицом.
Обоснование: Приложение является дополнительной информацией, уточняющей или раскрывающей предмет действия. Если приложение несет необходимую информацию, то оно обособляется с помощью тире. Это правило употребляется для создания паузы, выделения приложения и лучшего понимания смысла предложения.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Моя младшая сестра — актриса театра — прекрасно играет на сцене.»
Совет: Чтобы понять это правило легче, внимательно прочитайте предложение и определите приложение и его значение. Затем убедитесь, что приложение вносит дополнительную, но необязательную информацию. Обратите внимание на тире, которое выделяет приложение в предложении.
Упражнение: Поставьте правильное тире в следующем предложении:
«Мой друг — футболист из нашей школы — играет в команде по вечерам.»
Какое правило касается обособления приложения, относящегося к имени собственному?
Обоснование: Приложение, относящееся к имени собственному, обособляется с помощью запятой. Это правило используется для выделения информации, которая является дополнительной к имени собственному и не меняет его смысла. Оно также позволяет улучшить понимание предложения.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Мой дядя, Владимир Сергеевич, работает в больнице.»
Совет: Чтобы понять это правило легче, обратите внимание на то, что приложение является дополнительной информацией и не влияет на смысл имени собственного. Запятая, используемая для обособления, помогает выделить это приложение.
Упражнение: Поставьте запятые в следующем предложении:
«Моя сестра Анна студентка медицинского института.»
Какие определения обособляются, если они выражены причастием с зависимыми от него словами?
Обоснование: Определения, выраженные причастием с зависимыми от него словами (например, причастным оборотом), обособляются с помощью запятых. Это правило применяется для выделения таких определений и улучшения понимания предложения.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Гость, ожидая ответа, стоял у входной двери.»
Совет: Чтобы лучше понять это правило, определите определение в предложении, выраженное причастием. Затем обратите внимание на запятые, которые выделяют это определение в предложении.
Упражнение: Поставьте запятые в следующем предложении:
«Мальчик прочитал книгу, не отрывая глаз.»
В каких случаях ставится точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
Обоснование: Точка с запятой ставится в бессоюзном сложном предложении, чтобы разделить две или более беспредложности. Это правило используется для автономных смысловых блоков в предложении.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Солнце уже село за горизонт; темнота окутала город.»
Совет: Чтобы понять это правило лучше, прочитайте предложение и найдите две или более самостоятельные идеи. Затем поставьте точку с запятой между ними.
Упражнение: Поставьте точку с запятой в следующем предложении:
«Он знает правила игры он просто игнорирует их.»
Как правило, в каких случаях обособляется деепричастный оборот?
Обоснование: Деепричастный оборот обособляется с помощью запятых, когда он выражает дополнительную информацию о времени, причине, условиях или образе действия. Это правило применяется для выделения деепричастного оборота и улучшения понимания предложения.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Солнце взошло, осветив все вокруг.»
Совет: Чтобы лучше понять это правило, определите деепричастный оборот и его функцию в предложении. Затем обратите внимание на запятые, выделяющие деепричастный оборот.
Упражнение: Поставьте запятые в следующем предложении:
«Поднявшись на вершину, мы наслаждались прекрасным видом.»
Какие обстоятельства могут выделяться запятыми для смыслового выделения или попутного пояснения?
Обоснование: Обстоятельства в предложении, которые являются дополнительной информацией, могут выделяться запятыми. Это правило используется для выделения таких обстоятельств и улучшения понимания предложения.
Пример использования:
Вот текст для иллюстрации этого правила:
«Вечером, после дождя, мы пошли гулять.»
Совет: Чтобы понять это правило легче, определите обстоятельство в предложении и его значение. Затем обратите внимание на запятые, выделяющие обстоятельство.
Упражнение: Поставьте запятые в следующем предложении:
«Я вчера посетил музей истории, чтобы узнать больше о прошлом.»