Упражнение 1: В данных текстах выявите синтаксические средства выразительности и определите их роли. 1) Прозвучало над ясной

Упражнение 1: В данных текстах выявите синтаксические средства выразительности и определите их роли.
1) Прозвучало над ясной рекой, Зазвенело в угасающем лугу, Прошуршало над непроходимой рощей, Загорелось на противоположном берегу. (А. А. Фет)
2) Россия – не просто государство… Это – сверхгосударство, океан, стихия, ещё не нашедшая своих окончательных форм и не вписавшаяся в свои ей предназначенные границы. Она ещё не засветилась в чётко очерченных и отточенных определениях своей уникальности, как начинает блескать сырой алмаз. Она всё ещё полна предчувствий, движется, оживлена бескрайними желаниями и огромными органическими потенциалами. Россия – это океан земель, простирающийся на шестую часть всей планеты и касающийся своими распахнутыми крыльями Запада и Востока. (Н. К. Рерих)

Упражнение 2: Определите характерные особенности синтаксической структуры предложений и роль знаков препинания в тексте И. С. Тургенева.
Тысячи моих собратьев, братьев, погибают там, далеко, у подножия неприступных крепостных стен; тысячи братьев, преданных смертельной участи неопытными лидерами. Они умирают без восклицаний; их уничтожают без сожаления; они не жалеют о себе; и не жалеют их неопытные лидеры…
Жаркие, тяжелые капли прокалывают, скользят по моим щекам… скользят на мои губы… Что это? Слёзы… или кровь?

Упражнение 3: Выделите предложения, в которых однородные члены предложения усиливают эмоциональность художественной речи. Проведите синтаксический анализ и составьте схемы.
Сейчас всё было необыкновенным: и небо, и атмосфера, и влажная от росы трава, и одинокая паутина в синеве. Всё придавало ему (Тарасу) преимущество перед другими: как возраст, так и опытность, и способность командовать своей армией, и наиболее сильная ненависть ко врагам. (Н. Гоголь)
Наука, техника, культура и производство были бы безжизненными без взаимодействия людей, без языка.

Тема: Синтаксические средства выразительности в тексте

Описание: Синтаксические средства выразительности в тексте — это особые конструкции и способы построения предложений, используемые для передачи эмоций, создания образов, усиления выражения и привлечения внимания читателя. Такие средства могут включать повторения, параллелизм, эллипсы, инверсии, ассонансы и т. д.

В первом тексте приведены следующие примеры синтаксических средств выразительности:
— «Прозвучало над ясной рекой» — параллелизм и ассонанс, так как повторяется звук [з].
— «Зазвенело в угасающем лугу» — повторение глагола «зазвенело» и используется глагол с колоративным значением, чтобы передать звуковую картину луга.
— «Прошуршало над непроходимой рощей» — повторение глагола «прошуршало» и используется прилагательное «непроходимой», чтобы описать рощу.
— «Загорелось на противоположном берегу» — ассонанс и использование глагола «загореться», чтобы передать образ загорающейся вдалеке вещи.

Во втором тексте приведены следующие примеры синтаксических средств выразительности:
— «сверхгосударство, океан, стихия» — перечисление синонимичных слов, чтобы усилить выражение и передать огромность и мощность России.
— «ещё не нашедшая своих окончательных форм и не вписавшаяся в свои ей предназначенные границы» — употребление параллельных глагольных конструкций, чтобы подчеркнуть неопределенность и гибкость России.
— «Она всё ещё полна предчувствий, движется, оживлена бескрайними» — повторение глаголов и ассонанс, чтобы передать живость и энергию России.

Пример использования:
Задание: Идентифицируйте синтаксические средства выразительности в следующем предложении и определите их роли.
«Тихий ветерок шепчет ветвям деревьев нежные слова мягкого утра.»

Совет: Для выявления синтаксических средств выразительности в тексте, обратите внимание на повторения слов и звуков, необычные построения предложений, нестандартные сочетания слов.

Упражнение: Найдите синтаксические средства выразительности в следующем предложении и объясните их роль.
«Медленно, но верно, звезды плывут по ночному небу.»

Твой друг не знает ответ? Расскажи!