Группируйте данные слова, собирая их в кластеры однокоренных слов. Запишите новые кластеры. Определите корень в
1) серый, сера, серенький, серный, серость, посереть, сернистый.
2) носильщик, носик, носить, переносица, переноска, выносить, носатый.
3) красный, красивый, краснота, красненький, покраснение, прекрасный, красота.
4) бас, баснописец, бассейн, басить, басня, бассейновый, басенный, басовый.
5) смех, смешной, смешать, смешить, смеситель, помешать.
Объяснение: Однокоренные слова — это слова, которые имеют общий корень, то есть основу, от которой образуются другие слова путем добавления префиксов, суффиксов или изменения окончания. В данной задаче необходимо группировать данные слова по их корням и записать новые кластеры, определив корни в каждом слове. Затем нужно объяснить общее лексическое значение слов в каждом кластере.
1) Кластер: сер-.
Корень: сер-.
Лексическое значение: связано с цветом серы или серого цвета. Например, «серый» — это цвет, «сера» — материал, «серенький» — мягкое притягательное прилагательное, «серность» — состояние серого цвета, «посереть» — приобрести серый цвет, а «сернистый» — содержащий серу.
2) Кластер: нос-.
Корень: нос-.
Лексическое значение: связано с частью лица — носом или действием носить. Например, «носильщик» — человек, занимающийся переноской тяжестей, «носик» — маленький нос, «носить» — действие носить что-то, «переносица» — часть лица, где находится нос, а «переноска» — предмет для переноски.
3) Кластер: красн-.
Корень: красн-.
Лексическое значение: связано с цветом красного или прекрасным. Например, «красный» — цвет, «красивый» — привлекательный, «краснота» — красный цвет, «красненький» — мягкое притягательное прилагательное, «покраснение» — процесс приобретения красного цвета, а «прекрасный» — высоко ценится.
4) Кластер: бас-.
Корень: бас-.
Лексическое значение: связано с низким глубоким звуком или произведениями литературы. Например, «бас» — низкий голосовой диапазон, «баснописец» — автор басен, «бассейн» — большой водоем для плавания, «басить» — производить низкий звук, «басня» — короткое литературное произведение, а «бассейновый» и «басенный» — относящиеся к бассейну и басне соответственно.
5) Кластер: смех-.
Корень: смех-.
Лексическое значение: связано с эмоцией — смехом. Например, «смех» — проявление радости, «смешной» — вызывающий смех, «смешать» — сделать что-то смешанным, «смешить» — вызвать смех, «смеситель» — устройство для смешивания, а «помешать» — мешать, препятствовать.
Совет: Для понимания однокоренных слов полезно обратиться к словарю и изучить значения корневых слов. Также полезно обратить внимание на приставки, суффиксы и окончания, которые могут быть добавлены к корневым словам для образования новых слов.
Упражнение: Определите корень в следующих словах и объясните их общее лексическое значение:
1) писатель, письмо, написать, переписать.
2) дерево, деревянный, деревня, деревяшка.
3) лето, летний, летчик, пролететь.