1. Прочитайте текст, используя интонационные подчеркивания и выделения как отдельных слов, так и смысловых

1. Прочитайте текст, используя интонационные подчеркивания и выделения как отдельных слов, так и смысловых фраз.
2. Вспомните, что вы знаете об авторе. (Когда и в какую эпоху он жил? К какому литературному направлению он принадлежал? Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.)
3. Какому стилю речи принадлежит текст? (Художественный, публицистический, научный/научно-популярный.)
4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
5. Какому жанру принадлежит текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и т. д.)?
6. Какое настроение превалирует в тексте?
7. Определите тему и идею текста.
8. Если у текста нет заголовка, придумайте его. Если заголовок уже есть, обдумайте его значение (почему автор выбрал именно такой заголовок).
9. Разделите текст на отдельные части, составьте для себя план текста.
10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, порядок слов в предложениях).
11. Как соотносятся начало и конец текста?
12. На каких приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и т. д.)?
13. Композиция текста. (Композиция — это структура самого произведения. Она включает завязку (начало действия), развитие (когда основные события начинают нарастать), кульминацию (наиболее интересная часть в любом повествовании или романе, когда происходит наивысшее напряжение событий) и разрешение (окончание действия).
14. Сюжет художественного произведения. (Нужно кратко описать основные ключевые события, произошедшие в произведении, всего в нескольких предложениях).
15. Отметьте основные образы текста (не забудьте об авторе).
16. Обратите внимание на лексику текста.
17. Обратите внимание на художественные выразительные средства и фигуры речи, если они используются автором (эпитеты, метафоры и т. д.).
18. Художественная оригинальность. (Опишите особенности произведения, его неповторимые черты, отличающие его от других произведений).
19. Значение произведения. (Анализ любого произведения должен заканчиваться описанием его значения и отношения самого читателя к нему.
Содержание: Анализ текста

Пояснение: Анализ текста является важной задачей при изучении литературы. Чтобы полностью понять текст, нужно провести его подробный анализ. Вначале следует прочитать текст, обращая внимание на интонационные подчеркивания и выделения. Это поможет понять, какие слова и фразы являются ключевыми в тексте.

Затем необходимо вспомнить информацию об авторе — когда и в какую эпоху он жил, к какому литературному направлению он принадлежал. Если эту информацию не знаете, можно воспользоваться справочной литературой.

Следующий шаг — определение стиля речи текста. Художественный стиль характеризуется эмоциональностью и образностью, публицистический стиль — аргументированностью и убедительностью, научно-научно-популярный стиль — научной точностью с применением популярной формы изложения.

Далее нужно определить тип речи текста. Описание — описывает объект или явление, повествование — рассказывает о каком-либо событии или действии, рассуждение — аргументированное изложение мыслей по определенной теме.

И, наконец, нужно установить жанр текста. Эпизод художественного произведения — отрывок из литературного произведения, очерк — небольшое произведение, воспоминание — личные воспоминания, притча — короткое прозаическое произведение с моралью, легенда — фольклорное произведение, стихотворение в прозе — стихотворная форма, но без деления на строки.

Пример использования: Прочитайте текст и определите его стиль речи, тип речи и жанр.

Совет: Для более легкого анализа текста, полезно знать основные характеристики различных стилей, типов речи и жанров литературы. Изучите литературные понятия и предварительно подготовьтесь к анализу текста.

Дополнительное задание: Определите стиль речи, тип речи и жанр текста:
«Большая городская суета и шум заводского цеха Ане мозоли на руках и в глазах. Она живет в тесных городских квартирах на окраинах и видит мир через остекленное окно. Ей скучно и одиноко в этом братском орбите. Хочется из городской бытовой клетки исчезнуть в дали. И стать на самостоятельные личинки. Лишиться тепла городской печки и забыть охлажденный городской скутер. Анализируя мир, Аня испытывает озарение. Счастлива тишина, она ушла из города, и снова есть радость и настроение.»

(Ответ: стиль речи — художественный, тип речи — повествование, жанр — очерк)

Твой друг не знает ответ? Расскажи!