Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи (А. Чехов).
Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер (А. Фадеев). — Бессоюзное сложное предложение.
На сверкающем глиссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод (Н. Заболоцкий). — Сложносочинённое предложение.
Объяснение:
Сложное предложение — это предложение, состоящее из двух или более грамматически связанных частей, называемых смысловыми элементами. Отношение между частями сложного предложения может быть союзным или бессоюзным.
В бессоюзном сложном предложении отсутствует связующее союзное слово. Особенностью бессоюзных сложных предложений является то, что каждая часть предложения имеет самостоятельное значение. В предложении «Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи» отсутствует связующее союзное слово, но каждая часть предложения описывает действия разных существительных («кузнечики трещали», «перепела пели» и «соловьи посвистывали»).
Сложносочинённое предложение — это предложение, состоящее из двух или более частей, называемых равноправными сочинительными членами предложения. Эти части связаны между собой на основе смыслового отношения: перечисления, сравнения, противопоставления и т. д. В предложении «На сверкающем глиссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод» две части («мы заехали в каменный грот» и «скала заслонила от нас небосвод») объединены союзом «и» и образуют сложносочинённое предложение.
Пример использования:
Задание: Определите типы сложных предложений в следующих предложениях и объясните их структуру:
1. «Непрерывно трещали кузнечики, пели перепела, вдали где-то лениво посвистывали соловьи.»
2. «Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.»
3. «На сверкающем глиссере белом мы заехали в каменный грот, и скала опрокинутым телом заслонила от нас небосвод.»
Совет:
Для лучшего понимания типов сложных предложений рекомендуется изучение соответствующего раздела в учебнике по русскому языку. Постепенное практическое применение этих знаний поможет лучше запомнить структуру сложных предложений.
Практика:
Выберите правильное название для следующего предложения и объясните его структуру: «Он пошел на работу, а она осталась дома.»