Определив тему и основную идею текста, ищите в нем вступление, основную часть и заключительную
Вступление: В данном тексте рассказывается о двух источниках в жаркой степи, к которым приходили изнуренные люди, чтобы пить воду.
Основная часть: Один из этих источников испугался, что вода закончится и перестал давать ее людям, лишь храня ее для себя. В результате, вода исчезла в этом источнике. Второй источник же был щедрым и напоял своей прозрачной водой всех, кто хотел пить. Чем больше он отдавал из своего богатства, тем больше воды приносила ему земля.
Заключительная часть: Таким образом, текст иллюстрирует принципы щедрости и эгоизма. Щедрость приносит благо не только для других, но и для самого человека, так как она возвращается обратно в виде воздаяния или благополучия. В отличие от этого, эгоизм, излишняя зацикленность на самом себе, может привести к потере добра и разрушению.
Пример использования: Определите тему и основную идею из следующего текста: «В маленькой деревушке жили два соседа. Первый сосед всегда был готов помогать другим, делиться продуктами своего огорода и всячески поддерживать соседей. Второй сосед же был излишне эгоистичным и не желал делиться своими ресурсами с окружающими. С годами первый сосед стал более благополучным и счастливым человеком, в то время как второй сосед оказался одиноким и обделенным».
Совет: Чтобы лучше понять тему и основную идею текста, обратите внимание на действия и решения персонажей, а также на результаты этих решений. Кроме того, старайтесь воспринимать текст в целом, а не только фрагментарно.
Упражнение: Какую тему и основную идею можно выделить в следующем тексте? «В школе ученикам было дано задание провести исследование о влиянии растений на чистоту воздуха в закрытых помещениях. Один ученик решил проверить, как фикус влияет на качество воздуха, в то время как другой выбрал герань. После двухнедельного эксперимента оба ученика обнаружили, что растения положительно влияют на качество воздуха, удаляя из него вредные вещества и обогащая его кислородом».