Задание 4. Составьте словосочетания, в которых могут сочетаться слова Безмолвный, молчаливый, немой
Задание 5. Проанализируйте выделенные слова и определите, к какой лексической группе с точки зрения сферы их использования они относятся: 1) слова общенародного языка; 2) диалектизмы; 3) жаргонизмы; 4) профессионализмы.
1. В юности было несказанно много неприятия и незаполненных потребностей.
2. Бригада двигалась нестабильным шагом, и лошади заметно устали.
3. Музыкальные сокровища неисчерпаемы.
4. Шапка колыхалась на его большой голове, украшенной русыми волосами.
5. Андрей, захваченный усталостью, с трудом ведет коня на базу.
6. Сапсан бьет летящее стадо уток сверху.
7. Пароход отправился к доку.
8. Князю лебедь отвечает: «Свет о белке говорит правду».
Задание 6. Определите, с какой целью используется профессиональная терминология в приведенных примерах: 1) для описания технических процессов; 2) как средство образной характеристики.
1. У него некрасивое, но очень привлекательное лицо. Ноздри мясистые, подвижные, а глаза – яркие и выразительные.
2. Севообороты утверждены, сев (посев) на носу.
3. В сосновом бору начинался ветер. Этот ветер, безусловно, является транзитным — пришедшим с другого континента.
4. Внутренняя полость вентиля разделена средством сильфонного устройства от внешней среды.
5. Быстродействующий регулятор интегральной мощности оказывает стабилизирующее влияние на систему регулирования распределения мощности.
Задание 7. Составьте предложения, используя следующие слова иностранного происхождения: деспот, вакансия, паштет, патриот, престиж, консерватор, тенденция, караул, космополит, аромат.
Объяснение: Задача состоит в составлении словосочетаний с определенными словами. Сперва рассмотрим первую часть задания, где требуется использовать слова «Безмолвный», «молчаливый», «немой» с признанием, лесом, горем, человеком, а также слова «изысканный» и «утонченный» с манерами и кушаньями. Исходя из значения слов, мы можем составить такие словосочетания: «Безмолвное признание», «молчаливый лес», «немое горе», «молчаливый человек», «изысканные манеры», «утонченные кушанья».
Во второй части задания требуется использовать слова «личный», «индивидуальный», «персональный» с транспортом, машиной, свободой, правом, а также слова «невероятный», «невообразимый», «немыслимый», «несусветный» с ленью, шумом, напряжением, тарой. Приведенные выше словосочетания могут выглядеть так: «личный транспорт», «индивидуальная машина», «персональная свобода», «личное право», «невероятная лень», «немыслимый шум», «несусветное напряжение», «непередаваемая тара».
Совет: Чтобы лучше понять, как составлять словосочетания, обратите внимание на значения слов и их сочетаемость. Попробуйте представить эти слова в контексте их использования.
Упражнение: Составьте словосочетания со словами «солнечный» и «летний» с такими словами, как погода, отпуск, день, настроение.