Задание 5. Проанализируйте представленные ситуации и определите, какие психологические преграды

Задание 5. Проанализируйте представленные ситуации и определите, какие психологические преграды присутствуют в описании реакций:
1. «Муж недовольно кушает суп, приготовленный женой, время от времени делая критические замечания. Это раздражает жену, и она говорит: «Ты что, целый вечер будешь меня издеваться? Сделано специально, чтобы испортить мне настроение!»
2. «Дочь возвращается в 1:30 ночи, хотя обещала прийти в 12 часов. Мать говорит: «Теперь я знаю, что тебе нельзя верить. Какая ты бесстыжая! Весь месяц ты не будешь покидать дом!»
3. «У вас гости. Но ребенок мешает, отвлекая внимание гостей своими прыжками и вилянием на диване. «Ты что, не понимаешь, что это уже всем надоело? Пойди в свою комнату и не выходи оттуда, пока мы не закончим!»
4. «Взрослая дочь разговаривает с матерью после своего очень шумного дня рождения. В квартире полно грязной посуды, мусора на полу, запах табачного дыма. Обе устали, но дочь довольна праздником, а мать раздражена. Мать говорит: «Кому нужны эти шумные праздники? Нельзя ли пригласить только пару близких друзей? Или лучше завести себе парня. Ведь тебе уже исполнилось 25 лет, а у тебя только глупые подружки. Поэтому сама убирай после своих друзей!» Дочь отвечает: «Я приглашаю тех, кого я хочу — ведь это мой день рождения! Не порт мне праздник! Если бы ты ушла куда-нибудь, всем было бы спокойнее!»
Тема: Психологические преграды в коммуникации

Пояснение:
Психологические преграды в коммуникации — это эмоциональные или психологические факторы, которые могут мешать пониманию и взаимодействию между людьми. В представленных ситуациях можно выделить следующие преграды:

1. В данной ситуации жена испытывает раздражение и обвиняет мужа в том, что он специально старается испортить ей настроение. Эта психологическая преграда называется «интерпретация собственного опыта отношений». Вместо того, чтобы поговорить с мужем о своих чувствах и о том, какие комментарии ее беспокоят, жена делает предположение о его злом умысле.

2. В этой ситуации мать использует упреки и переувеличение, называя дочь «бесстыжей» и налагая строгие наказания. Эта психологическая преграда называется «генерализация». Мать реагирует на одно нарушение обещания дочери, обобщая его на все ее поведение и сужая ее свободу на весь месяц.

3. В данной ситуации ребенок отвлекает внимание гостей, но несмотря на это, родители игнорируют его проблемы. Эта психологическая преграда называется «отрицание или неосознанное игнорирование». Родители не воспринимают потребности ребенка и не обращают на него должного внимания.

Совет:
Чтобы избежать психологических преград в коммуникации, важно научиться выражать свои чувства и потребности ясно и конструктивно, а также быть готовым слушать других и дать им возможность выразиться. Важно помнить, что все люди разные, и действия одного человека не всегда являются намеренными. Самоанализ и понимание своих реакций могут помочь преодолеть психологические преграды.

Упражнение:
Представьте себе ситуацию, когда ваш друг не пришел на обещанную вам встречу. Как бы вы выразили свои чувства и потребности, чтобы избежать возникновения психологических преград и налаживания дальнейшей коммуникации?

Твой друг не знает ответ? Расскажи!